Школа приемных родителей

В помощь гражданам, желающим принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (оформить опеку или усыновление), в ГКУ "СРЦН "Синарский" города Каменска-Уральского" работает Школа приемных родителей.

По вопросам обучения в Школе приемных родителей обращаться в рабочие дни с 9.00ч. до 17.00ч. по телефону: (3439) 315-744

Нормативно-правовые акты

Законодательные и нормативно-правовые документы в помощь приемным родителям.

Семейные формы устройства

Семейные формы устройства (.doc 46.5 KB)

Усыновление

Усыновление (.doc 127 KB)

Опека (попечительство)

Опека (попечительство) (.doc 144 KB)

Патронатная семья

Создание патронатной семьи

Патронатной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании) случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Порядок создания патронатной семьи, требования, предъявляемые к патронатным родителям (воспитателям), финансовая поддержка данной формы семейного устройства, осуществление контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в патронатной семье определяется законодательством субъекта Российской Федерации.

Приемная семья

Приемная семья (.doc 28 KB)

Временная передача детей в семьи

Временная передача детей в семьи (.doc 49.5 KB)

 Документальные фильмы о приемных детях

Фильмы по вопросам семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также о судьбах детей, живущих в казенных учреждениях.

  • Фильм "Взять и полюбить"
  • Фильм "Дорога домой", часть 1. О судьбах детей в доме ребенка
  • Фильм "Дорога домой" Часть 2
  • Фильм "Дорога домой", Часть 3
  • Фильм "Шесть историй"
  • Фильм "Жди"

Как оформить документы

Для того чтобы принять ребенка в семью, необходимо собрать следующие документы для предоставления их к рассмотрению в орган опеки по месту жительства.

1.Краткая автобиография.

Может быть составлена в произвольной форме. Лучше ограничиться одним листом А4, отразив основные вехи: рождение, школа, институт, работа, замужество, рождение детей. Также желательно дать краткую информацию о родителях, их профессии, а также о супруге и детях. 
2. Справка с места работы с указанием должности и заработной платы, либо копия декларации о доходах. 

Справка с места работы следующего содержания: «Настоящая справка выдана в том, что с ___ года (ФИО) занимает должность _____ в компании _____ с должностным окладом в размере ____ рублей в месяц». Справка действительна в течение года со дня выдачи, она может быть как в свободной форме, так и по форме НДФЛ-2, на выбор кандидата. 
3. Копия финансового лицевого счета и выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или свидетельство о праве собственности на жилое помещение. 
Копия финансового лицевого счета и выписка из домовой книги выдается в районных ЕИРЦ по месту жительства. В случае проживания в частном доме предоставляется выписка из похозяйственной книги, которая выдается в администрациях городских или сельских поселений. Обратите внимание, что кандидаты должен представить либо копию финансово-лицевого счета и выписку из домовой книги, либо свидетельство о праве собственности на жилье. Оба документа действительны в течение года со дня выдачи. 
4. Справка органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан. 

Заявления на выдачу таких справок подаются гражданами участковому инспектору милиции или в УВД/ГУВД по месту жительства.

Предельные сроки выдачи справок не установлены, обычно это занимает от 3 до 5 недель. Справка об отсутствии судимости действует в течение года со дня выдачи.

5. Копия свидетельства о браке (если кандидат состоит в браке). Либо копия свидетельства о расторжении брака. 

6. Медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в порядке, установленном Минздравом РФ. Заключение должно быть выдано государственным или муниципальным лечебно-профилактическим учреждением, подписано главным врачом медицинского учреждения и заверено печатью. Медицинское заключение действует в течение трех месяцев со дня выдачи. 
Врачи, заполняющие форму медзаключения, должны ответить на вопрос, выявлены или нет у кандидата болезни из следующего перечня:

  • туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета,
  • заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации,
  • злокачественные онкологические заболевания всех локализаций,
  • наркомания, токсикомания, алкоголизм,
  • инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета (например, ВИЧ, гепатит С, сифилис и прочие, при выявлении которых постановка на диспансерный учет обязательна),
  • психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными,
  • все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность.

7. Заключение Роспотребнадзора о соответствии жилого помещения по месту фактического проживания санитарным нормам и техническим правилам. 
В течение 15 рабочих дней с момента подачи документов орган опеки и попечительства обследует жилищно-бытовые условия кандидата и выдает заключение о возможности быть усыновителем.

Как найти ребенка

Итак, у Вас на руках уже есть долгожданное заключение о возможности быть усыновителем/опекуном/приемным родителем (о том, как получить это заключение, читаем в разделе «Как оформить документы»).

Именно с этого момента Вы можете начинать поиск ребенка, которого возьмете в свою семью.

Есть несколько путей поиска ребенка:

1. Вы можете обратиться в орган опеки и попечительства по месту Вашей регистрации (т.е. в ту опеку, где Вы и получили заключение) , и ознакомиться с анкетами детей, подлежащих семейному устройству. Вполне вероятно, что на территории Вашего района есть именно такие дети, которых аист припас для Вас;).

2. Если все-таки вы не нашли на территории района (города) детей, которых Вы могли быть принять в семью, то Вы можете обратиться в региональный банк данных. В банке данных, который является подразделением Министерства образования, содержатся сведения обо всех детях региона, оставшихся без попечения родителей, и подлежащих семейному устройству. Как найти контакты региональных операторов банка данных?

Контактная информация всех региональных операторов банка данных размещена на сайте Министерства образования РФ. В графе «Куда идти усыновителю» выбираете интересующий Вас регион. На открывшейся странице Вы увидите контакты регионального оператора.

3. Вы можете искать ребенка самостоятельно в любых органах опеки и попечительства своего региона или других регионов. Полный перечень органов опеки и попечительства всех регионов РФ Вы найдете на том же сайте Министерства образования РФ. (В графе «Куда идти усыновителю» Вам необходимо выбрать интересующий Вас регион. На открывшейся странице Вы увидите полный перечень органов опеки и попечительства выбранного региона).

Программа "Виртуальной школы приемных родителей"

Если вы хотите заранее узнать, чем вы будете заниматься в "Школе приемных родителей", вы можете изучить программу виртуальной школы, разработанную Министерством образования и науки РФ.

Программа "Виртуальной школы приемных родителей"

Советы родителям по воспитанию ребенка с ограниченными возможностями

Под категорию инвалидов детства подпадают дети с очень широким спектром врожденных и приобретенных в период раннего развития заболеваний и отклонений. Это могут быть дефекты и недостатки физического развития, наследственные болезни, передающиеся на генетическом уровне, последствия всякого рода травм, специфические аномалии, не слишком заметные со стороны. Иногда болезнь ребенка имеет преимущественно физические или физиологические проявления, но при этом практически не затрагивает умственное и психическое развитие. Бывает и наоборот - у ребенка наблюдается задержка психического развития на фоне относительного физического здоровья. Но, какова бы ни была этиология болезни, душевные переживания родителей детей - инвалидов практически одинаковы. Появление больного ребенка в семье в большинстве случаев изменяет весь ее уклад, особенно психологический климат.

Воспитание в семье ребенка - инвалида и ребенка с ограниченными возможностями связано с рядом вопросов, потребностью в дополнительной информации и ресурсах, в том числе медицинских. К ним относятся: возможность получения своевременной и полной информации о заболевании ребенка, особенностях его течения, прогнозе, ожидаемых социальных трудностях, овладение практическими навыками выполнения медицинских рекомендаций, коррекции речи, поиск возможностей дополнительного консультирования ребенка, его госпитализация, получение путевки в санаторий.

Родителям необходимо собрать всю свою силу, волю и полюбить ребенка таким, какой он есть, жить вместе с ним, радоваться жизни и помогать другим родителям с такими же проблемами обрести душевное равновесие.

Рекомендации родителям воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья

1. Никогда не жалейте ребенка из - за того, что он не такой, как все.

2. Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

3. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.

4. Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

5. Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений.

6. Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться Вами.

7. Не бойтесь отказать ребенку в чем - либо, если считаете его требования чрезмерными.

8. Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят Вас.

9. Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.

10. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.

11. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.

12. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

13. Общайтесь с семьями, где есть дети - инвалиды, передавайте свой опыт и перенимайте чужой.

14. Не изводите себя упреками, в том, что у Вас больной ребенок, Вы не виноваты.

15. Помните, что когда - нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

 Как наладить общение с сыном или дочкой

Общаясь с ребенком, мы должны давать ему понять, что мы видим те позитивные изменения, которые в нем происходят. Научиться видеть сильные стороны личности ребенка и говорить ему об этом. Чтобы понимать с ребенком друг друга, родители должны знать о таком принципе общения, как безусловное принятие ребенка, то есть его не за то, что он красивый, умный, отличник, помощник, а просто так, просто за то, что он есть.

Соблюдая эти принципы общения с детьми, мы научим их устанавливать добрые отношения с одноклассниками и другими людьми. Признание очень нужно человеку. Покажите ему, что вы его уважаете. Помогают только высказанные вслух комплименты, а не то, что вы имеете в виду, но не говорите. Используйте принцип «здесь и сейчас». Признания должны выражаться в настоящем времени и описывать события настоящего момента. Примеры ошибочных высказываний: «Так почему ты раньше не убирал в своей комнате?» Надо так: «Я надеюсь, ты теперь всегда будешь так же убираться, как сейчас?».

Советы родителям

1. Всегда говорите детям правду, даже когда это Вам не выгодно.

2. Не добивайтесь успеха силой.

3. Будьте всегда доброжелательны.

4. Будьте великодушны – умейте прощать.

5. Не забывайте хвалить ребенка.

6. Замечайте и отмечайте малейшие успехи Вашего ребенка.

7. Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.

8. Найдите ключ к Вашему ребенку.

9. Не с букваря начинайте общение, а с радости.

10. Когда говорите с ребенком, смотрите ему в глаза.

11. Не убивайте в детях сказку.

12. Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.

13. Лучшее воспитание – приглашение ребенка к размышлению.

14. Только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира.

15. Ребенок не должен уходить от вас побежденным.

16. Признавайте права ребенка на его ошибки.

17. До тех пор, пока есть вера в добро, в человека,

есть воспитание.

18. Ребенок относится к себе так, как к нему относятся взрослые.

19. Не говорите о ребенке, что он "не способен", говорите – "способности еще не раскрыты".

20. Нельзя говорить ребенку только про его недостатки, отмечайте и его достоинства.

Имущественные и неимущественные права детей, оставшихся без попечения родителей

Права несовершеннолетних регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка.

 К числу личных неимущественных прав детей, оставшихся без попечения родителей, относятся:

- право на жизнь;

- право на воспитание в семье, заботу со стороны родителей и совместное с ними проживание;

- право на общение с родителями и другими родственниками;

- право на защиту;

- право на выражение своего мнения;

- право на имя, отчество и фамилию.

 К имущественным правам детей, оставшихся без попечения родителей, относятся:

- право на получение пособий;

- право на получение алиментов;

- право на получение пенсий;

- право на получение стипендий;

- право на предоставление жилого помещения по достижению18-летнего возраста в случае если отсутствует имущество в собственности.

В соответствии с Семейным законодательством Российской Федерации, ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

Вместе с тем, законодательство закрепляет основные имущественные права ребенка. Среди них главным выступает право ребенка на получение им содержания от своих родителей или лиц их замещающих.

В соответствии с главой 13 Семейного кодекса Российской Федерации алименты взыскиваются с родителей (одного из них) в судебном порядке и выплачиваются опекуну (попечителю) детей или их приемным родителям. Опекуны и попечители несовершеннолетнего не праве отказываться от получения алиментов и пенсий, причитающихся подопечному.

Несовершеннолетние дети могут иметь имущество, приобретенное за счет личных заработанных средств. В доход ребенка включаются суммы стипендий заработка, им получаемого. Это имущество является личной собственностью детей и не входит в состав имущества родителей (законных представителей).

Обязанности приемных родителей по защите имущественных прав детей, оставшихся без попечения родителей

Ребенок вправе быть собственником имущества и доходов, получаемых от его использования. Он вправе получать имущество в дар или в порядке наследования. В случае отсутствия родителей, опекуны и попечители, как законные представители своих детей, управляют этим имуществом до достижения ребенком совершеннолетия.

Опекуны и попечители могут распоряжаться имуществом ребенка (продажа, обмен, сдача в наем и др.) только с предварительного согласия органов опеки и попечительства.

Если у несовершеннолетнего, над которым установлена опека или попечительство, имеется имущество, находящееся в другой местности, то охрана этого имущества осуществляется органом опеки и попечительства по месту нахождения имущества. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия законных представителей. Сделка, уже совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при последующем письменном одобрении родителями, опекунами или попечителями.

Дети в в возрасте с 14 до 18 лет могут самостоятельно:

- распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;

- осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

- вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

- совершать мелкие бытовые и иные сделки;

Таким образом, опекуны и попечители несовершеннолетних подопечных являются законными представителями и обязаны заботиться, содержать, уважать и защищать интересы несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей.

Как помочь ребенку, пережившему разлуку с биологическими родителями

Самое тяжелое событие, которое может произойти в жизни ребенка – это утрата родителей. Когда родители умирают или их лишают родительских прав, ребенок оказывается на попечении государства, и в его судьбе принимают участие взрослые, задача которых - насколько возможно, смягчить и восполнить утрату.

Дети, чьи родители лишены родительских прав, переживают двойную жизненную травму: с одной стороны, это плохое обращение в родной семье и негативный жизненный опыт, с другой – сам факт разрыва с семьей.

Такую вынужденную разлуку ребенок воспринимает почти как смерть своих родителей. Традиционные представления о том, что дети «маленькие, ничего не понимают», что «им все равно» и «они быстро все забудут» - ошибочны. Дети точно так же, как и взрослые, чувствуют боль утраты близких отношений, но у них гораздо меньше возможностей защищаться, по сути – только одна: стараться не думать о том, что с ними случилось.

Еще одно традиционное заблуждение – считать, что ребенок не может любить родителей, которые так плохо с ним обращаются. А если любит – значит, «сам - ненормальный». Однако сохранение привязанности к родителям как раз является одним из признаков «нормальности» ребенка. Потребность любить и быть любимым естественна для всякого душевно здорового человека. Просто эти дети любят своих родителей не такими, какие они есть, а такими, какими они должны были бы быть, додумывая хорошее и не замечая плохое.

Детям трудно адекватно оценить причины изъятия их из семьи, и они могут воспринимать это как насилие. Но даже тогда, когда перемещение было ожидаемым, дети испытывают страх и неуверенность, чувствуют себя зависимыми от внешних обстоятельств и незнакомых им людей. В соответствии с особенностями характера и поведения, после отобрания из семьи ребенок может быть подавлен, безучастен к происходящему или агрессивен. Но каковы бы ни были его реакции, взрослым нужно помнить: уход из семьи – самое значительное событие из всех, что происходили до сих пор в жизни ребенка.

Достаточно спросить себя: «А хотели бы мы оказаться в такой ситуации? Что бы мы чувствовали, лишившись привычного окружения людей и вещей – всего того, что мы называем «своим»?». И сразу исчезают сомнения относительно того, что такое событие может расцениваться кем-либо как «хорошее», потому что «правильно» и «хорошо» - разные понятия.

Все дети из неблагополучных семей хотят, чтобы их родные родители были нормальными, заботливыми и любящими.

Разлука с семьей, по сути, является признанием того, что для данного ребенка быть любимым своими родителями – невозможно.

И утрата семьи, даже если она была неблагополучной, - серьезная травма, приносящая ребенку боль, обиду на родителей и на «жизнь вообще», чувство отверженности и гнев.

Советы приемным родителям

Как помочь ребенку, пережившему разлуку с семьей.

Определенность: ребенку важно знать, что будет дальше, какие порядки в том месте, куда он попал. Необходимо заранее рассказать ребенку о других членах вашей семьи, показать их фотографии, оказать ребенку его комнату (либо часть комнаты), его кровать и шкаф, куда он может сложить личные вещи, объяснить что это - его пространство. Нужно все время кратко, но внятно рассказывать ребенку о том, что будет дальше происходить.

Утешение: если ребенок подавлен и проявляет другие признаки горя.

Физическая забота: любимая ребенком еда, спокойный сон, забота о нем.

Инициатива: нужно инициировать положительное взаимодействие с ребенком, проявлять первыми внимание и заинтересованность его делами и чувствами, задавать вопросы, выражать тепло и участие, даже если ребенок кажется равнодушным или угрюмым.

Воспоминания: ребенок может захотеть поговорить о том, что с ним было, о своей семье. Важно поговорить с ребенком. Если его рассказ вызывает сомнения или смешанные чувства, помните - ребенку важнее быть внимательно выслушанным, чем получить совет.

Памятные вещи: фотографии, игрушки, одежда - все это связывает ребенка с прошлым, является материальным воплощением значительной части его жизни. Важно: каждый ребенок, переживший разлуку или утрату, должен иметь что-то на память, и недопустимо выбрасывать это, тем более без его согласия.

Помощь в организации дел: дети часто чувствуют себя растерянными в новом месте и при таких серьезных изменениях в своей жизни. Можно обсуждать и планировать дела вместе, давать конкретные советы по поводу какой-либо деятельности, писать записки-памятки и т.д. Важно поддерживать ребенка, если он злится на себя за свои промахи: "то, что происходит с тобой - нормальная реакция на ненормальные обстоятельства", "мы справимся" и т.д.

В характере приемного ребенка могут быть черты, про которые смело можно сказать: "это уже не его горе, а мое!". Пожалуйста, помните, исправить все срезу нельзя. Сначала ребенок должен привыкнуть к вам, принять изменения в своей жизни, и только потом он будет меняться сам.

Большинство детей, чей опыт жизни в семье не был катастрофическим, и чье доверие к взрослым подорвано не окончательно, ждут новую семью как средство исцеления от одиночества и покинутости, с надеждой на то, что в их жизни все еще будет хорошо.

Воспитание ненасилием в семье

Все родители мечтают вырастить «хорошего ребенка». Но очень часто под словом «хороший» мы имеем в виду «послушный, исполняющий любые требования, проявляющий ответственность в тех заданиях, которые поручил ему взрослый». Проблема взрослых в том, что развитие многих качеств, которые они хотят видеть в своем ребенке - способность творчески мыслить, смелость, целеустремленность и настойчивость, требуют большого труда и терпения со стороны родителей. И здесь не обойтись без поощрений и наказаний со стороны взрослых.

Каждое из наказаний должно соотноситься с возрастом, индивидуальными особенностями и конкретным поступком ребенка. Поэтому нет более нелогичной картины, чем мама, шлепающая ребенка со словами: «Драться нехорошо!»

Речевая агрессия (оскорбления, нотации), также как и физическое наказание, малоэффективна и ведет лишь к подобным способам поведения ребенка со сверстниками как пример подражание взрослым.

Весьма распространенной формой являются наказания, лишающие ребенка любви (игнорирование ребенка, отказ от общения с ним).

 КАК ВЫЙТИ ИЗ СИТУАЦИИ, КОГДА КАЖЕТСЯ, ЧТО НУЖНО ПРИМЕНИТЬ НАКАЗАНИЕ:

1.Прислушайтесь к своему ребенку. Вникните в его проблему. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребенка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит свое человеческое достоинство.

2. Принимайте решения совместно с ребенком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребенок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребенку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей.

3.Держите себя так, чтобы ребенок не боялся идти к Вам с любым вопросом, даже и тогда, когда чувствует, что вопрос деликатный.

4.Раньше, чем пристыдить или наказать ребенка, постарайтесь понять, по каким побуждениям он совершил свой поступок.

5.Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить ее так, чтобы ребенку не нужно было бы вести себя неправильно.

6.Требуя что-либо от ребенка, давайте ему четкие и ясные указания. Не возмущайтесь, если ребенок, может быть, чего-то не понял или забыл. Без раздражения, терпеливо разъясните ему суть своих требований еще раз. Ребенок нуждается в повторении.

7. Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать все сразу.

8.Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, подумайте, чем вы можете помочь ребенку в этой ситуации.

9. Пусть вашим основным методом воспитания будет ненасилие!

 В общении с ребенком не употребляйте фразы:

-я тысячу раз говорил тебе…

-сколько раз надо повторять…

-о чем ты только думаешь…

-неужели трудно запомнить…

-отстань, некогда мне…

-почему Лена (Ката, и т.д.) такая, а ты-нет…

 Употребляйте чаще:

-ты у меня самый умный, красивый, добрый….

-как хорошо, что у меня есть ты…

-ты у меня молодец…

-я тебя очень люблю.

«Мать – теплица любви.

Отец – открыватель возможностей.

Сердце матери – это бездна, в глубине

которой всегда найдётся прощение»

О.Бальзак.

Психология замещающей семьи. Что может дать ребенку замещающая семья?

Воспитание приемного ребенка в семье - дело чрезвычайно важное с позиции истинных человеческих ценностей и почетное с точки зрения социальной значимости. "Сирота в дом - счастье в дом", - гласит народная мудрость. Но прием ребенка - это только первый шаг на дороге Вашей с ним совместной жизни. Воспитать ребенка - непростой труд. Особенно ребенка, который уже имел опыт сиротства, пережил горе, утраты, а нередко пренебрежение и насилие, утратил доверие к миру. Для этого нужны специальные знания, умения, глубокое понимание того, что происходит с семьей и ребенком.

       Сиротство - тяжелый жребий, который накладывает отпечаток на всю жизнь ребенка и нередко сбрасывает его на социальное дно. Мир для такого ребенка превращается в пустыню, где нет никого, кто мог бы его вовремя поддержать и помочь.

       В любом сиротском учреждении, каким бы хорошим оно ни было, много детей и много взрослых, но ребенок тотально одинок и покинут. Взрослые, воспитатели детского дома, не в состоянии позволить себе выделять одного ребенка: они должны заботиться обо всех. Ребенку приходится переживать боль разлуки и утраты. В результате у него начинает нарушаться способность к привязанности. Страх боли от новой потери, неумение поддерживать близкие отношения остаются с ним надолго, нередко на всю жизнь, и не дают возможности построить свою семью, воспитать собственных детей.

       Воспитываясь в учреждении и не имея возможности участвовать в жизни семьи, пусть даже неродной, ребенок не знает элементарных вещей. Ребенок привыкает, что в его жизни от него ничего не зависит, и нередко ощущает себя беспомощным маленьким неудачником. У ребенка быстро формируется комплекс неполноценности. Он начинает ощущать себя изгоем общества.

       Но безвыходных ситуаций не бывает. Как показывает мировой опыт, выходом является воспитание ребенка в замещающей семье. Только в близких отношениях с членами семьи ребенок сможет восстановить утерянные им когда-то чувства привязанности и любви, преодолеть состояние одиночества и беспомощности, научиться строить отношения и овладеть теми умениями и социальными навыками, которые помогут ему стать полноценным членом общества.

       В условиях семьи у детей происходит скачок в интеллектуальном развитии. Они начинают ощущать себя более эмоционально благополучными, начинают себя лучше вести, лучше учиться, лучше говорить, становятся более успешными. Воспитание ребенка в замещающей семье содержит намного больше возможностей для его развития, чем воспитание в детском доме или другом сиротском учреждении.

       Но воспитывать сироту, конечно, не легкий труд. Необходимо терпение, понимание. Самому ребенку трудно бывает справиться с собой. Необходимо знать, как ему помочь, и уметь это сделать. Очень важно, чтобы каждый член семьи независимо от возраста помог бы ребенку почувствовать себя своим в семье. Погода в доме с приемом ребенка должна становиться все более солнечной и ясной. Вы можете дать друг другу так много счастья, поддержки и любви, что это поможет разрешить вам и ребенку многие трудности и проблемы!

Взять ребенка в семью: зачем?

Если вы решили принять ребенка в семью, то ответьте себе на вопрос: зачем Вы это делаете? Внимательнейшим образом проанализируйте свои побуждения, определите, что вами движет и в какой степени, полностью ли Вашим является такое решение.
       Основной причиной создания приемной семьи является общая для всех потребность получать заботу и заботиться о других. Желание взять ребенка возникает у всех по-разному. Принимают детей в свою семью как от недостатка любви, общения и полноты жизни, так и от избытка этих чувств: из-за страха одиночества, отсутствия собственных детей, желания помочь, спасти пошатнувшийся брак, жажды перемен, сиюминутного порыва, намерения обеспечить себе поддержку в старости.
       Решать свои проблемы за счет ребёнка - аморально. Прием его в семью должен быть только взаимовыгодным и обязательно продиктованный желанием помочь ребенку, лишенному родительской заботы.
       Поступки, продиктованные этими мотивами, далеко не всегда приводят к положительному результату.

       Одно из распространенных заблуждений — что приемный ребенок поможет спасти распадающуюся семью.

Теплый семейный климат, готовность членов семьи поддержать друг друга в трудные моменты - едва ли не главные факторы для успешного приема; ведь вместе с ребенком в семью придет не только радость, но и тревоги, хлопоты, моральные и физические нагрузки. Появление ребенка в семье, из которой ушло взаимопонимание, может ускорить ее распад. Трудности могут возникнуть в семье, где только один из супругов желает взять ребенка.

       Тем, кто недавно потерял сына или дочь, не стоит стараться их заменить приемным ребенком.

Каждый ребенок - это отдельная личность и не может повторить кого-либо, ни полностью, ни частично. В такой ситуации должно пройти какое-то время, чтобы пережить утрату, переболеть, успокоиться, а главное - нужно понять, что это будет другой ребенок, другая жизнь.

       Не все однозначно в семьях, куда детей берут из жалости: приемная семья лучше, чем детский дом.
       Трезвый расчет не помешает. Задумайтесь о возможностях и ресурсах своего здоровья, о том, кто сможет вас поддержать в трудный момент. Мимолетная жалость пройдет без следа, когда с ребенком начнутся проблемы.

       Очень часто ребенка берут от одиночества.

Однако потребности быть любимым недостаточно, чтобы ребенку было в семье комфортно.

       Иногда взрослые делают широкий жест, чтобы продемонстрировать окружающим свою активную жизненную позицию.

       Бывает и так, что желание принять ребенка в семью продиктовано стремлением улучшить материальное положение.

       Среди приемных родителей много верующих людей. Однако вера слабо помогает в решении педагогических проблем.

       Вы принимаете ребенка в семью, поэтому очень важно, чтобы Вы все вместе старались справиться с теми проблемами, которые обязательно возникнут во время приема. Постарайтесь решить максимум своих проблем до, а не после приема.

       Успех зависит от готовности принять ребенка таким, какой он есть: с его достоинствами, недостатками, характером, непростым прошлым и правом быть самим собой. Надо развивать лучшее, что заложено природой в каждом ребенке, а не тратить силы на борьбу с негативными чертами.

       Оцените свою готовность достойно встретить традиционную настороженность окружающих, а иной раз и неприятие, пересуды соседей. Не забудьте посоветоваться со своими близкими и узнать, как те относятся к вашему решению. Важно, чтобы они поддержали эту идею.

       Задумайтесь, сможете ли вы принять личностные особенности ребенка. Справитесь ли вы со своими амбициями, если ребенок не сможет усвоить все ваши правила и быстро приноровиться к сложившемуся у вас жизненному укладу? Сумеете ли отказаться от желания немедленно отдать его назад, перевоспитать и сделать из него "нормального ребенка"? Сможете ли не фиксироваться на отдельных негативных моментах, не "застревать" на мелочах, приписывая генам возникающие проблемы, а преодолевать свои страхи, не поддаваясь общественному мнению?

       Ответы на эти вопросы либо придадут вам уверенности в правильности принимаемого решения, либо, наоборот, помогут от него вовремя отказаться.

 Мифы о приемных детях и родителях

О проблеме сиротства в последнее время говорится очень много. По телевизору и радио часто можно услышать истории о брошенных детях, которые ищут родителей. Большинство постарается поскорее отогнать «сентиментальные мысли», найти массу оправданий, почему он не может им помочь. А кто-то, не взирая на трудности, ни на существующие предрассудки, решается на смелый и благородный шаг – взять себе чужого ребенка, дарить маленькому человечку, рано узнавшему, что такое предательство, свою любовь и заботу, делая наш мир немного добрее и лучше.

       Из множества людей, думающих о возможности взять в семью приемного ребенка, как показывает практика, эту возможность реализуют единицы. Что же удерживает от этого шага большинство из нас? Страх поменять свою жизнь, не справиться с ролью приемного родителя, страх, что у малыша вдруг окажется плохая наследственность и серьёзные болезни, страх, что чужой ребенок так и не станет своим, уйдёт к биологическим родителям. Но главный страх – это страх неизвестности. Ведь информации о детях-сиротах не так много в наши дни, зато предрассудков на их счет хватает с лихвой. Насколько далеки эти мифы и легенды от реальности нашей с вами жизни? Человеческое сознание полно стереотипов и неоправданных страхов по поводу приемных детей. Рассмотрим самые распространенные из них.

«От осинки не родятся апельсинки».

       Первая группа мифов связана с проблемами наследственности. Эта тема волнует всех принявших решение усыновителей и даже тех, кто только задумывается о возможности такого шага. Много опасений связано с устойчивым представлением о том, что все родители детей, оказавшихся в детских домах, — алкоголики, наркоманы и преступники, а главное, что все эти пороки передаются по наследству. Со всех сторон будущие родители слышат истории из жизни соседей, знакомых и друзей. Но генетики утверждают, что разделить вклад наследственности и воспитания в формирование личности невозможно. Ведь если бы все было так однозначно и алкоголизм, наркомания и склонность к преступлениям передавались исключительно по наследству, в благополучных семьях не появлялись бы наркоманы и алкоголики.

       Еще один миф, связанный с наследственностью, — о том, что многие родители детей, оказывающихся в детских учреждениях, страдают психическими заболеваниями, которые передаются по наследству. Конечно, говорить, что среди этих родителей нет психически больных людей, нельзя, но далеко не все психические заболевания передаются по наследству. Да и в собственной семье, если покопаться в семейной истории, можно найти упоминания о «странных» бабушках или дедушках.

       Многие боятся того, что им ничего не известно о наследственности принимаемого ребенка. Это утверждение, бесспорно, верно, но нельзя ведь утверждать, что все мы можем быть на сто процентов уверены в том, какие гены унаследует рожденный в нашей семье ребенок. У каждого из нас есть гены, которые могут не давать о себе знать в течение нескольких поколений, а затем проявится совершенно неожиданно.

«Они там все больные!»

       Вторая большая группа мифов связана со здоровьем детей, принимаемых в семью. Многие потенциальные усыновители боятся того, что дети в детских домах и домах ребенка не отличаются хорошим здоровьем. И действительно, если посмотреть их медицинские карты, в них полно разных диагнозов. Насколько серьезны все эти диагнозы? Значительная их часть появляется в момент диагностики при рождении детей. Большинство таких проблем при хорошем уходе и воспитании могут исчезнуть практически без последствий, что чаще всего и происходит при воспитании детей с точно такими же диагнозами, родившихся в благополучных семьях. Однако уход за детьми и лечение их в доме ребенка оставляют желать лучшего, и проблемы, приобретенные до рождения, не решаются, а чаще всего отягощаются. При попадании таких детей в семью даже серьезные проблемы зачастую решаются благодаря нормальному уходу и воспитанию. Только незначительная часть болезней, записанных в медицинской карте у детей, действительно требуют серьезного и продолжительного лечения, или могут иметь серьезные последствия в будущем.

       Многих родителей беспокоят не имеющиеся в наличии диагнозы, которые можно обсудить с врачом, и получить представление о том, чем такое заболевание грозит ребенку и родителям в будущем, а те заболевания, которые пока не проявились, но могут проявиться с возрастом. Именно этим объясняется то, что некоторые родители предпочитают брать детей не младенческого возраста, а постарше, предполагая, что у них проявилось уже большинство возможных заболеваний. Нужно отметить, что то или иное заболевание может появиться и у собственного ребенка. Застраховаться от этого практически невозможно, поэтому этот вопрос скорее связан с готовностью принять ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками. Как только это происходит, как правило, родители перестают беспокоиться о возможных болезнях.

Инстинкты — только для своих?

       Отдельная группа страхов и мифов связана с беспокойством родителей по поводу собственного отношения к ребенку. Очень часто родители опасаются, что не смогут полюбить приемного ребенка так, как они полюбили бы (или любят, если есть свои дети) кровных детей. У многих матерей такая проблема связана с тем, что они считают, будто материнский инстинкт формируется во время беременности. На самом деле, как и в любом мифе, здесь перемешаны правда и вымысел. Конечно, беременность позволяет женщине привыкнуть к мысли о том, что она станет матерью, будет заботиться о ребенке, позволяет ей установить некую связь с еще не рожденным ребенком. С другой стороны, если бы беременность являлась стопроцентной гарантией пробуждения материнского инстинкта, разве было бы столько отказных детей? И в относительно благополучных условиях материнский инстинкт может проснуться гораздо позже, а не сразу после появления ребенка на свет, а может и совсем не проснуться.

       Страх того, что отношение к приемному ребенку будет отличаться от отношения к кровному ребенку, который уже есть в семье или который может появиться, нельзя назвать необоснованным. Но давайте разберемся. И в семье, где несколько кровных детей, отношение к ним может быть разным. Да и если ребенок принят родителями, он уже не только кровный или приемный, но и старший или младший, сын или дочь, то есть у него не одна роль, а несколько, и отношение к нему определяется всеми этими ролями, а не какой-то одной. И вероятнее всего, значительно большее влияние окажет то, старший он или младший, а также пол ребенка, чем способ его появления в вашей семье.

Кто родной и кто чужой?

       Еще один страх можно коротко назвать «Я не просил меня усыновлять». Очень многие родители, представляя подростковый возраст приемного ребенка, слышат именно эту фразу, брошенную им ребенком. Как в любом мифе, доля правды здесь есть, такое вполне может произойти. Подростки жестоки и могут сказать подобное, чтобы ранить родителя, когда считают, что к ним несправедливы, их обидели. Но и кровный ребенок вполне может сказать: «Я не просил меня рожать», и это тоже часто случается в жизни. Важно понимать, что такую реакцию подростков провоцируем именно мы, взрослые, такие фразы не появляются на ровном месте. Они служат ответом, своеобразной защитной реакцией на то, что говорим мы. Как правило, так бывает, когда родители любят говорить, скольким они пожертвовали для ребенка, что они сделали ради него, тем самым навешивая на него груз ответственности, который ребенку не под силу. И он защищается единственным доступным ему способом, пытается вернуть эту ответственность родителям. Чтобы избежать подобных ситуаций с детьми (не важно, с кровными или приемными) нужно строить с ними нормальные отношения, устанавливать контакт значительно раньше подросткового возраста.

       Следующий большой блок мифов — это мифы о родственниках и знакомых, которые могут не принять факта усыновления, быть негативно настроенными к ребенку. Негативным, как правило, является отношение к усыновлению вообще, а не к конкретному ребенку, который чаще всего не вызывает у родственников отрицательных эмоций.

       Отдельная группа мифов — отношения с кровными родителями ребенка и связанные с этим проблемы. Приемных родителей волнует и то, что ребенок может начать искать своих биологических родителей, и то, что они, возможно, спохватятся и будут искать своего ребенка. Как показывает практика, биологические родители практически не ищут своих детей. Может ли ребенок начать искать своих биологических родителей? Да, такое случается достаточно часто, чаще всего это происходит в подростковом возрасте, когда для него крайне важно узнать о своем происхождении: кто он и откуда родом. Как ни странно, такое знание всегда лучше, благополучнее для будущей жизни ребенка, чем незнание, несмотря на кажущиеся сложности. Если за предшествующие годы приемные родители смогли построить с ребенком доверительные отношения, способны адекватно реагировать на обращенные к ним вопросы, всегда готовы выступить на его стороне, то такие поиски и даже встреча ребенка с биологическими родителями не только не ухудшат его отношения с приемными родителями, но и укрепят их. Конечно, вам решать, помогать ли ребенку в этих происках.

       В одной статье невозможно перечислить все те страхи, которые могут возникнуть у родителей в процессе принятия решения об усыновлении. Но хочется надеяться, что даже такое краткое описание позволит тем, кто серьезно задумывается о том, чтобы взять в семью ребенка из детского дома, понять, что они не одиноки. Подобные мысли приходили в голову многим, и опыт уже состоявшихся родителей показывает: приемный ребенок — это не так уж страшно. Это просто ребенок!

Особенности периода адаптации в замещающих семьях

С того момента, когда ребенок первый раз приходит в новую семью, и до того момента, когда он начинает чувствовать себя в ней полноправным членом, проходит немало времени. И для родителей, и для ребенка наступает период адаптации - приспособления к новым условиям.

       На каждом этапе и перед ребенком, и перед родителями стоят свои задачи, возникают определенные трудности, свойственные именно для этого периода развития отношений. Родители должны знать, что в поведении ребенка, попавшего в новую семью, есть свои закономерности. Все этапы адаптации должны быть обязательно пройдены, а проблемы, которые периодически возникают, говорят о нормальном развитии отношений.

       Ребёнку и взрослому необходимо время для того, чтобы справиться с внутренним состоянием нестабильности, стресса и неуверенности, которое возникает из-за столкновения с изменением каждого из них. Ребёнок оказывается в новом доме, он вынужден приобретать новых друзей, жить по тем порядкам, которые определены в новой семье. Справляться с изменениями и разрешать проблемные ситуации необходимо с учётом особенностей каждого этапа социализации детей в замещающих семьях.

       Прослеживается 4 этапа социализации детей:

  1. «Медовый месяц».
  2. «Уже не гость».
  3. «Вживание».
  4. «Стабилизация отношений».

       Каждый этап имеет свои особенности и разные пути преодоления и решения проблем.

1 этап. «Медовый месяц». Демонстрация идеальной модели поведения со стороны ребёнка.

       Данный этап становится первым шагом в построении близких отношений ребёнка и приёмных родителей. Именно на этом этапе наиболее важным является установление эмоционального контакта ребёнок – взрослый и формирование установок на совместную деятельность.

       На этом этапе все идет обычно замечательно. Родители стараются, чтобы ребенку было хорошо, подбадривают его, дарят подарки, отдают ему накопившуюся ласку и нежность. Ребенок старается понравиться. Ему нравятся его новая семья, доброе отношение, новые игрушки.

       Задачи первого этапа:

  • Установление позитивного эмоционального отношения ребёнок – взрослый;
  • Ознакомление ребёнка с правилами и нормами поведения семьи;
  • Установление первичных взаимоотношений с членами замещающей семьи;
  • Оказание помощи в принятии ребёнком новой обстановки (интерьер квартиры, магазины, школа, двор).

       Также необходимым шагом становится сохранение первичных привязанностей ребёнка с родственниками, сложившихся до оформления замещающей семьи. Это важно для того, чтобы не усугубить проблемы, связанные с разлукой с семьёй: страх, тревога, чувство вины. Поддержание первичных привязанностей способствует формированию эмоциональных связей между ребёнком и приёмными родителями.

       Этот этап наиболее опасен для построения дальнейших отношений, так как приёмный родитель не видит основных трудностей, переживаемых ребёнком, считает, что ситуация стабильна. Именно на этом этапе необходимо провести диагностику особенностей поведения, деятельности и коммуникации ребёнка, которые позволят в дальнейшем углубить и индивидуализировать коррекционную карту ребёнка.

       Рекомендации родителям.

  • Отнеситесь бережно к чувствам ребенка. Не стоит сразу претендовать на родительство, называть его сыном или дочерью.
  • С точки зрения ребенка, он теряет свою семью не в тот момент, когда попадает в государственное учреждение, а в тот момент, когда приходит в приемную семью. Часто ребенок испытывает чувство вины, чувствует себя предателем. Это может осложнить отношения с родителями.
  • Новые переживания могут негативно отразиться на самочувствии ребенка. Ребенок может испытывать тревогу, перемены настроения, плохо спать, потерять аппетит.
  • Не стремитесь загружать ребенка впечатлениями. Помогите ему постепенно освоить новое пространство, будьте рядом.

2 этап. «Уже не гость». Синдром «посттравмирующей ситуации».

       Для второго этапа адаптации ребенка в семье характерен кризис взаимоотношений. Поведение ребенка ухудшается. Родители могут прийти в отчаяние. Ребенок перестает слушаться, ведет себя не так, как хотелось бы родителям. Родители, в свою очередь, начинают задумываться, не совершили ли они ошибку, смогут ли они наладить отношения с ребенком.

       Установление коммуникативных связей с ребёнком на этом этапе способствует его желанию остаться в этой семье, но, одновременно приводит к появлению у ребёнка боязни возвращаться в систему государственного воспитания: «А вы меня не отдадите?». Появление у ребёнка чувства страха связанно с любым упоминанием о приюте: он не хочет ходить на праздники в Центр, встречаться с детьми, боится, что его там оставят. И здесь особое значение приобретает удовлетворение потребностей ребёнка в безопасности.

       Задачи второго этапа:

  • создание условий для возможности эмоционального отреагирования страхов у ребёнка
  • повышение самооценки и уверенности в себе.

       Рекомендации родителям.

  • На втором этапе очень важно, чтобы у ребёнка появилась любимая игрушка, любимый уголок.
  • Необходимо поощрять стремление ребёнка делиться своими чувствами, переживаниями.
  • Удовлетворение потребности ребёнка в безопасности может реализоваться при помощи как невербальных методов (контакт «глаза в глаза», текстильные поглаживания, улыбка и др.), так и вербальных (беседа, вопросы, обсуждения).
  • Учитывая недостаточность развития коммуникативной сферы детей, взятых на воспитание, лучше всего использовать игры как основной способ общения с ребёнком.
  • Не стоит терять самообладание. Кризис отношений — это закономерный процесс, он свидетельствует о том, что отношения развиваются правильно.
  • Ухудшения в поведении ребенка говорят о росте его чувства доверия к родителям. Стараясь понравиться родителям, ребенок сдерживал некоторые свои поступки. В спокойной атмосфере ребенок начинает реагировать привычным образом. Это и есть признак близости в отношениях.
  • Другой причиной кризиса становится повышение ограничений и требований, неисполнение ожиданий родителей относительно способностей и возможностей ребенка.
  • Кризис помогает обнаружить проблемы ребенка и найти возможности их решения. Пройдя через кризис, вы почувствуете себя более уверенно и ребенок станет больше доверять вам.

3 этап. «Вживание».

       Существенное отличие данного этапа в том, что происходит «проверка» ребёнком приёмных родителей на стабильность ситуации. Ребёнок использует при этом негативные формы и модели поведения, которые вызывают частые конфликты и раздражения.

       На данном этапе перед приёмными родителями стоят следующие задачи:

  • Объективирование негативных тенденций личностного развития ребёнка;
  • Активизация конфликтных ситуаций и особенностей поведения ребёнка в них;
  • Эмоциональное отреагирование ребёнком чувств и переживаний, связанных с его прошлым негативным опытом при межличностных отношениях.

       Именно здесь ребёнок начинает капризничать, проявлять свою неуверенность, конфликтность, эмоциональную неустойчивость. Происходит идеализация ребёнком биологических родителей. Поведение приобретает социально – неприемлемые формы: воровство, обман, вымогательство. Определяющим направлением работы с ребёнком становится преодоление негативного опыта, формирование адекватных способов поведения и развитие коммуникативных и социальных навыков. Новая семья прошла через трудности кризисного периода. Родители гораздо лучше понимают свои проблемы и проблемы своего ребенка. Они хорошо: ют его сильные и слабые стороны.

       На этом этапе родители находят подход к ребенку. Ребенок начинает чувствовать себя как дома, выполняет семейные правила. Улучшается его самочувствие, он прибавляет в весе, становится активнее и увереннее.

       Рекомендации родителям.

  • На этом этапе следует помнить, что любое изменение семейной ситуации может вызвать ухудшение в состоянии и поведении ребенка.
  • Ваш опыт поможет вам пережить временные трудности более спокойно.

4 этап. «Стабилизация отношений». Установление первичных привязанностей.

       При благополучной реализации предыдущих этапов приёмным родителям удаётся установить новые взаимоотношения и привязанности с детьми. На этом этапе семья окончательно становится семьей. Все знают, какое место они занимают в жизни друг друга, все члены семьи удовлетворены отношениями.

       Приемный ребенок уверен в своем будущем. Если ребенку хорошо в новой семье, он реже будет вспоминать о своей прежней жизни. У него появляются новые интересы и новые привязанности. Ребёнок охотно принимает предложения приёмных родителей. Он всё чаще выбирает сотрудничество и компромисс как позитивные стили поведения в конфликте. Улучшается качество жизни всех членов.

       На первый план выходит решение следующих задач:

  • Активизация сформированных в процессе работы адекватных способов поведения ребёнка и переноса их в реальную жизнедеятельность;
  • Установление прочных связей между приёмными родителями и ребенком и сохранение первичных привязанностей с близкими родственниками.

       На данном этапе поощряется детская инициативность и самостоятельность.

       Повышается уровень социальной и коммуникативной компетенции ребёнка. Хотя проблемное поведение не исчезает совсем, возникает оно достаточно редко и, как правило, в ответ на лично – значимые для ребёнка ситуации. Чувства и настроение ребёнка приобретает более реалистичный характер.

       Знание этапов социализации детей даёт стабильный положительный результат. И позволяет избежать возобновления критических ситуаций.

       Рекомендации родителям.

  • Вполне возможно, что у родителей были слишком радужные ожидания. Не стоит впадать в отчаяние. Построение гармоничных отношений с ребёнком требует времени.
  • Приемным родителям ни в коем случае не стоит забывать себя и свои чувства. Надо обязательно помнить, что родители тоже испытывают стресс, как и приемный ребенок.
  • Помните, что вам, как любому другому человеку, нужен отдых. Не стесняйтесь обращаться за помощью, делиться своими чувствами и мыслями с близкими. Это убережет от эмоциональных срыв болезней.
  • Есть люди, которые наверняка помогут вам, возьмут на себя часть забот о ребенке.
  • Не забывайте о своем здоровье, вовремя обращайтесь к врачам.
  • Если Вас тревожит какой – то вопрос, обращайтесь к специалистам: психологу, социальному педагогу.
  • Поддерживайте общение с людьми, у которых сходные проблемы – с приёмными родителями.

Как определиться с возрастом ребенка?

Приняв решение об усыновлении ребенка, будущие приемные родители сталкиваются с непростым вопросом: каким именно они видят своего будущего малыша? Ребенка, какого возраста лучше принять в свою семью? Будет это мальчик или девочка? Какие черты характера они хотят видеть в своем наследнике? Будет он активный, шумный «заводила», а, может быть, наоборот - тихий и молчаливый «зубрилка»?

       На выбор возраста усыновляемого ребенка часто влияют финансовые и бытовые возможности будущих родителей. Важную роль играет их жизненный и родительский опыт, их личностные установки и предпочтения. Мы хотим помочь Вам в выборе своего ребенка. Для этого попробуем в нескольких словах оценить плюсы и минусы усыновления ребенка того или иного возраста.

Ребенок от рождения до года.

       Усыновляя младенца, Вы получаете возможность формировать его личность практически с нуля, воспитывать определенные черты характера, влиять на его интеллектуальное развитие. Большим плюсом этого возраста является отсутствие у ребенка какой бы то ни было памяти о своих бывших родственниках, он не помнит негативных моментов своей пока еще короткой жизни. Ребенок связан со своими биологическими родителями исключительно наследуемыми признаками: цветом глаз, волос, чертами лица, особенностями фигуры, типом нервной деятельности. Усыновителям ребенка до года легко сохранить тайну усыновления: появление малыша не вызовет у посторонних лишних вопросов. Немаловажным является и тот факт, что при усыновлении младенца между ним и приемными родителями очень легко возникает привязанность. Ни для кого не секрет, что дети, лишенные родителей на первом году жизни, испытывают особенно острый эмоциональный голод. Это весьма отрицательно сказывается на их физическом и психическом развитии. Чем раньше ребенок окажется в семье, тем быстрее он будет развиваться, и Вам не придется компенсировать нежелательные последствия его пребывания в государственном учреждении.

       К сожалению, не всегда есть возможность получить информацию о течении беременности и родах биологической матери. Также следует помнить, что некоторые заболевания, родовые травмы проявляют себя только после года жизни ребенка. Поэтому не всегда можно оценить, является отставание в психологическом развитии следствием врожденных нарушений или недостаточного внимания в первые месяцы жизни. Кроме того, неизвестно, какие болезни и отклонения в развитии ребенка могут проявиться позже.

       Не столь важным, но все же значимым фактором является то, что до года у ребенка слабо проявляются особенности внешности и характер. Помните, что через год ребёнок может сильно измениться внешне.

       Следует отдавать себе отчет и в том, что вам придется потратить много сил на уход за ребенком (стирка пеленок, испачканного белья, приготовление пищи); ребенок может плохо спать, часто плакать, поэтому будьте готовы к недосыпанию. Практически невозможно совмещать работу и уход за младенцем.

От года до трех лет.

       У ребенка этого возраста уже видны особенности внешности, и усыновителям намного проще подобрать ребенка, похожего на кого-то из них. Значительно проще становится оценить состояние здоровья ребенка, вовремя выявить патологии развития.

       В то же время, в этом возрасте ребенок по-прежнему податлив к внешним влияниям, и его родители имеют возможность эффективно воздействовать на развитие интеллекта и черт характера.

       Это самый привлекательный возраст: малыш начинает говорить, у него своеобразная и забавная речь; он много передвигается, интересуется окружающим, вызывает всеобщее умиление и любование, дарит положительные эмоции всем окружающим.

       Уход за ребенком этого возраста требует от родителей много внимания и сил и практически лишает их возможности позаботится о себе и других членах семьи: все время занимает подвижный и любознательный малыш. Ребенок может быть подвержен различным заболеваниям: простудам, инфекциям, что создает дополнительные сложности для родителей. Матери нелегко совмещать воспитание ребенка и работу. Кроме того, в 2,5-3 года начинается возрастной кризис, требующий от родителей особого терпения и внимания к своему малышу.

       Родителей, принявших решение усыновить ребенка от года до трех лет, подстерегает еще одна опасность: они могут не заметить возможное интеллектуальное отставания в развитии ребенка. Особенно эта проблема актуальна в случае отсутствия информации о биологических родителях малыша, а также о течении беременности и родах биологической матери. Однако стоит иметь в виду, что отставание в развитии в этом возрасте корректируется значительно проще, чем в последующие возрастные периоды.

От трех до пяти лет.

       В этом возрасте ребенок уже достаточно самостоятелен, у него хорошо развиты навыки самообслуживания (зачастую даже лучше, чем у его домашних сверстников). Основные черты характера и темперамент ребенка уже сформированы, его способности, склонности и интересы проявляются в полной мере. Это дает усыновителям возможность «подобрать» малыша, соответствующего по психологическому складу личности своим будущим родителям. Ребенок в возрасте от трех до пяти лет разумен, меньше капризничает, с ним можно общаться практически как со взрослым. Кроме того, в этом возрасте ребенок сформирован как личность, и мужчинам (отцам) общаться с ним намного интереснее, чем с младенцем; они охотно участвуют в воспитании ребенка и его обучении.

       Немаловажным преимуществом этого возраста является возможность посещения ребенком детского сада (по истечении периода адаптации). Поэтому родители, не желающие или не имеющие возможности прерывать свою карьеру на длительный срок, смогут продолжать свою профессиональную деятельность.

       Ребенок уже достаточно большой, поэтому он помнит своих родственников и других людей, отдельные эпизоды из своей прошлой жизни, которые, вполне возможно, наложили негативный отпечаток на его сознание и поведение. К этому возрасту у него могут уже выработаться многие привычки и предпочтения, не соответствующие общепринятым социальным нормам. Они могут раздражать родителей и окружающих и требовать корректировки.

       Задержка психического развития ребенка (ЗПР) может быть выражена достаточно ярко и, вполне вероятно, потребуются значительные усилия со стороны родителей для ее компенсации. При этом отличить ЗПР, вызванную недостатком общения и внимания, от органических нарушений бывает весьма сложно, что также может привести к неблагоприятным последствиям. Кроме этих проблем, ребенок такого возраста, находившийся долгое время в доме ребенка или живший в неблагополучной семье, может иметь некоторые соматические заболевания, перешедшие в хроническую форму и требующие лечения.

От пяти до семи лет.

       В этом возрасте ребенок уже достаточно самостоятелен и независим, он многое знает и умеет. Риск возникновения неожиданных серьезных заболеваний в этом возрасте невысок, так как большинство наследственных болезней уже успевают проявиться. Да и в целом в этом возрасте дети болеют значительно реже, чем до пяти лет, они более устойчивы к инфекциям.

       Отношения с приемными родителями у ребенка складываются намного легче, чем при усыновлении малыша в возрасте от двух до пяти лет. Пяти - семилетний малыш готов назвать родителем практически любого взрослого, проявившего к нему внимание и продемонстрировавшего заботу. Ребёнок прекрасно понимает изменение ситуации и прилагает значительные усилия для того, чтобы понравится своим новым родителям.

       Ребенок очень хорошо помнит своих родителей, травмирующие эпизоды из своей прошлой жизни. Основные привычки (не всегда правильные и приятные для приемных родителей), а также тип поведения ребенка уже преимущественно сложились. Поэтому родителям потребуется достаточно много терпения и тепла для изменения накопившихся негативных привычек и преодоления недоверия ребенка к окружающему его миру.

       Кроме того, приемным родителям необходим большой запас времени, сил и терпения. Обычно дети, находившиеся в неблагоприятных условиях или в детских учреждениях, отстают от своих «домашних» сверстников в навыках социальной жизни, эрудиции, дошкольной подготовке. Вам придется приложить немало усилий, чтобы помочь ребенку наверстать упущенное.

От семи до десяти лет.

       Семи - десятилетний ребенок – это уже младший школьник. Он достаточно самостоятелен и не требует много времени для ухода; кроме того, он независим и трудолюбив. У него очень хорошо видны особенности характера и поведения, проявляются привычки и склонности, легко оценить его способности и уровень интеллекта.

       Ребенок очень хочет иметь хорошую семью, позитивно настроен на переход в семью и готов приложить максимум усилий для того, чтобы «соответствовать» требованиям и пожеланиям своих приемных родителей. Значимым является и тот факт, что Вам не придется ломать голову над вопросом, нужно или нет сохранять тайну усыновления – напротив, ребенок этого возраста уже многое знает и понимает, он способен в полной мере оценить Ваше желание заменить ему биологических родителей.

       Зачастую приемным родителям бывает трудно приспособиться к особенностям поведения ребенка, постараться понять истоки его привычек и отдельных черт характера и в итоге принять его таким, как он есть.

       Родителям, усыновившим ребенка такого возраста, потребуется великое терпение, умение сдерживать свои эмоции и не раздражаться. Необходимо понимать, что ребенок представляет собой продукт среды и обстоятельств. Он стал таким не по своей воле, а по вине окружающих его взрослых, отнявших у него возможность иметь нормальное детство.

       В целом отношения будут складываться удачно при условии наличия психологической совместимости между ребенком и приемными родителями.

Подростки.

       Подростки, воспитывающиеся в школах-интернатах, - самый трудный контингент для усыновления. Все противоречия их развития в этом возрасте обостряются и умножаются. Взрослые, рискнувшие взять в семью такого ребенка, должны обладать невероятной терпимостью, тактичностью, мудростью и уважением к личности подростка, часто очень далекой от совершенства. Они должны быть готовы к постоянной психологической напряженности и помнить, что подростку приходится испытывать не меньшие трудности в этот кризисный период развития.

       Конечно, многое зависит от состояния здоровья, личных качеств ребенка, а также приемных родителей. Требуется достаточно длительный период предварительной установки отношений при помещении его в семью и разрешение (с 10 лет) самого ребёнка на усыновление и изменение его личных данных. Подростки могут пойти в семью для того, чтобы уйти от проблем и конфликтов в детском доме, а не от большого желания жить именно в вашей семье.

       Несомненным плюсом этого возраста являются большая самостоятельность ребёнка. Подросток способен сравнить свою прежнюю жизнь с жизнью в приемной семье и обычно понимает, что родители хотят ему помочь. Его можно привлекать к совместной работе над общими проблемами, общаться с ним, как со взрослым, и совместно решать взрослые задачи. Это может послужить сплочению семьи.

Некоторые замечания

       Потенциальным усыновителям следует помнить о том, что дети, длительное время находившиеся в учреждении, часто отстают в психическом развитии. Их психологический возраст может не соответствовать биологическому, из-за чего в общении они кажутся младше своих домашних сверстников. Кроме того, младенцы, проведшие первые месяцы своей жизни в больнице, часто выглядят как новорожденные.

       Дети, изъятые из неблагополучных семей, вследствие плохого питания часто отстают в физическом развитии: они ниже ростом и худее, чем их ровесники. Определить наличие дефицита питания в первые годы жизни можно по внешнему виду зубов ребенка: они полупрозрачные с горизонтальными рельефными полосками выше режущей кромки, часто мелкие и повреждённые.

       Выбирая ребенка определенного пола, старайтесь не поддаваться стереотипам. Девочка может со временем отказаться носить кружевные платьица и помогать вам на кухне, а мальчик может предпочесть интеллектуальные игры или домоводство боевым искусствам, технике или спорту.

Что делать, если ребенок... Советы родителям

Что делать, если ребенок... Советы родителям (.doc 107.5 KB)

 Медицинские аспекты

Медицинские аспекты (.doc 150.5 KB)

Советы приемным родителям для формирования у детей чувства привязанности

Советы приемным родителям для формирования у детей чувства привязанности (.doc 34.5 KB)

Адаптация ребенка и приемной семьи

Адаптация ребенка и приемной семьи (.doc 90 KB)

"Трудное поведение" приемного ребенка

"Трудное поведение" приемного ребенка (.doc 113.5 KB)

Последствия разрыва с кровной семьей для развития ребенка

Последствия разрыва с кровной семьей для развития ребенка (.doc 96 KB)

Особеннности развития и поведения детей, оставшихся без попечения родителей. Диспропорции развития. Виды жестокого обращения с детьми в семье

Особенности развития и поведения детей (.doc 153.5 KB)

Этапы развития ребенка

Этапы развития ребенка (.doc 94.5 KB)

Мотивации приемных родителей. Потребности приемного ребенка

Мотивации приемных родителей (.doc 85 KB)

Обеспечение безопасности ребенка. Предотвращение рисков жестокого обращения и нанесения вреда здоровью

Обеспечение безопасности ребенка (.doc 76.5 KB)

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка (.doc 92 KB)

Учебно-тематический план подготовки приёмных родителей 

Учебно-тематический план подготовки приемных родителей (.doc 53.5 KB)

Видеогид по Школе приемных родителей

Друзья!

Представляем Вашему вниманию для ознакомления 6 серий видеогида для потенциальных приемных родителей. Каждая серия - отдельный этап семейного устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Рекомендуем потенциальным родителям эти серии для просмотра, чтобы человек как можно больше погрузился в тему и смог сформулировать конкретные интересующие его вопросы.
 
 
 
 
 
 

 

Участие в вебинаре "Технология подготовки кандидатов в ШПР"

Друзья!

14 апреля 2017 года специалисты нашего Центра приняли участие в вебинаре ЦСПСиД "Гнездышко" Кимровского районе по теме "Технология подготовки кандидатов в школе приемных родителей".

Также "Гнездышко" представило видео этого вебинара. Вы тоже можете посмотреть это видео, если перейдете по ссылке.

Видео вебинара